О ПРЕДПРИЯТИИ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ПРОДУКЦИЯ АСПИРАНТУРА ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВОСТИ КОНТАКТЫ

АДРЕС

    Россия, 344010 Ростов-на-Дону, Проспект Соколова, 96
    Тел.:(863) 232 - 47 - 70
    Коммутатор: (863) 232 - 78 - 21 Факс: (863) 232 - 03 - 45,
    (863)232-23-36
    Тел. отдела снабжения:
    (863) 232-03-38
    E-mail:rostov@gradient-rnd.ru

 

Новости

    Стратегия Ростеха: стабильное развитие


         В 2008 году корпорация Ростех стала той сильной рукой, которая собрала по всей стране сотни предприятий в единую цепь и вдохнула в них новую жизнь. Сегодня Ростех ставит перед собой новую амбициозную задачу: не просто выжить, а к 2025 году войти в семерку крупнейших мировых промышленных корпорации?по объему выручки. Корпорация Ростех была создана 23 ноября 2007 года. В тот уже исторический день президент Владимир Путин подписал соответствующий федеральный закон. Цель Ростеха (тогда еще Ростехнологий) была оздоровить более полутысячи предприятий оборонки, автомобилестроения и других стратегических направлений. Были люди, заводы, технологии, гигантский советский технологический задел, огромное желание работать на благо своей страны. Но не было единого центра управления, который мог бы запустить и контролировать этот гигантский созидательный процесс. Таким центром суждено было стать Ростеху.

          Когда создавалась корпорация, никто и мечтать не мог о мировом лидерстве. Сохранить бы то, что дышало и производило. Да еще вычистить криминал и остановить варварский процесс выкачивания денег и активов из производств. Шутка ли: 148 из 426 почти полтысячи переданных в 2008 году Ростеху организаций из-за бездарного руководства либо по чьему-то преступному умыслу находились в предкризисном и кризисном состоянии, 28 – в стадии банкротства. Общий долг этих предприятий достигал немыслимых 630 млрд рублей. Прежнему руководству выгодней было пустить предприятия по миру, чем спасать уникальные производства и рабочие коллективы.

          Но несмотря на, казалось бы, безвыходную ситуацию, с самого первого дня задача Ростехом ставилась амбициозная: за пять лет, из долговой ямы, выйти на 1 трлн рублей выручки. Многие не верили в победу. Но процесс оздоровления сотен депрессивных предприятий был все-таки запущен. Пошли первые инвестиции, были восстановлены старые производственные цепочки, налажены рынки сбыта, снят груз непрофильных активов. Для повышения эффективности внутренней кооперации производств и обеспечения целостности производственных цепочек Ростех, по отраслевому принципу, создает 19 холдингов в оборонно-промышленном комплексе и 5 холдингов в гражданских отраслях (число холдингов впоследствии менялось в рамках совершенствования структуры, на текущий момент их 9 – в ОПК и 6 – в гражданке). Каждый из холдингов отвечает за свою группу предприятий в зависимости от профиля. Работу самих холдингов уже контролирует Ростех. Он же отстаивает интересы заводов на федеральном и международном уровне. И отвечает за то, чтобы корпорация получала комплексный госзаказ, в реализации которого может принять участие сразу целая цепочка предприятий (когда один завод делает электронику, другой – двигатель, третий – корпус и т.д.). Заводы, наконец, вздохнули. Появилась ощущение стабильности. В 2011 году Наблюдательный совет Ростеха утвердил Стратегию Корпорации до 2020 года, которая это будущее сделала яснее и понятней. План подразумевал выход на объем выручки в 2020 году в 2,4 трлн руб. при условии ее ежегодного роста в 14%. Ближе к 2014 году корпорация получила первые плоды своей работы. Консолидированная выручка по итогам 2014 года достигла 940 млрд рублей. Но 2015 год, как мы все помним, выдался непростым для страны: сложная геополитическая обстановка, общее сокращение объемов мировой экономики, падение цен на нефть, а также санкции, которые напрямую коснулись большинства холдингов Ростеха, перекрыв доступ на многие внешние рынки. Однако темпы развития не снизились, и по итогам 2015 года Ростех продемонстрировал впечатляющий рост. Выручка увеличилась на 18%, до 1,14 трлн рублей. Корпорации удалось укрепить свои позиции как на внутреннем, так и на зарубежных рынках. Это позитивно сказалось и на коллективе. Средняя зарплата за год выросла с 37 тыс. до 41 тыс. рублей. Произошли и намеченные структурные подразделения. Холдинги были объединены в индустриальные кластеры. А индустриальные директора стали отвечать в Ростехе за межотраслевую кооперацию и, в том числе, выполнение ГОЗ и Федеральных Целевых Программ (ФЦП). Не останавливаясь на достигнутом, в новых геополитических и экономических условиях Ростех ставит очередную амбициозную задачу: не просто выжить, а войти в семерку крупнейших мировых промышленных корпорации?по объему выручки. Достичь этого планируется за счет сохранения высокого объема производства оборонной продукции и почти двукратного повышения доли выпускаемой высокотехнологичной гражданской продукции. Технологичная «гражданка» станет локомотивом роста и позволит сгладить перепады загрузки заводов, ориентированных на военную продукцию с циклическим спросом. Для выполнения поставленной глобальной задачи корпорация приняла новую Стратегию развития до 2025 года. Она становится естественным продолжением плана 2011 года.

          Стратегия включает пять ключевых пунктов. Это, в том числе, активный среднегодовой рост выручки на 17%. Кроме того, фокус на «умной» гражданской продукции, которая высоко востребована потребителями во всем мире. «Гражданские» рынки развиваются более чем в два раза быстрее традиционных, на которых присутствует Ростех. Плюс «умной» гражданской продукции в том, что добавленная стоимость у таких товаров за счет новизны и инновационности составляет большую часть стоимости продукции. А значит заводы станут больше зарабатывать и смогут позволить себе больше тратить. Самые перспективные «умные» рынки для Ростеха – это рынки медицинского оборудования, биотехнологий, энерго- и ресурсосберегающего оборудования, телекоммуникационного оборудования, IT, электроники, робототехники, кибербезопасности, органических светодиодов. То есть ни о какой конверсии как в 90-х годах, когда высокотехнологичные предприятия ради выживания должны были производить кастрюли или лопаты, и речи не идет. Для улучшения качества продукции не обойтись безповышение операционной эффективности, создания партнерств и привлечения «умного» капитала (вместе с технологиями и грамотными управленческими решениями). Но главный ресурс Ростеха в достижении поставленной амбициозной задачи – это, конечно же, кадры. Полмиллиона высококлассных специалистов по всей стране, многие из которых десятилетия своей жизни отдали на благо отечественной промышленности. Именно ответственный подход к делу и позволяет сегодня уверенно говорить о том, что Ростех безусловно выполнит намеченные цели и войдет в число крупнейших корпораций мира.

    Закон, который производственники ждали 25 лет


         В конце 2014 года усилиями Министерства промышленности, Ростеха и партии «Единая Россия» был принят закон «О промышленной политике в Российской Федерации». Подобного масштабного плана в нашей стране не принималось со времен СССР. Фактически речь идет о новой индустриализации, закрепленной законом. Спустя 1,5 года с принятия документа уже можно сказать, что промышленность впервые за долгие годы получила реальные инструменты защиты. Предприятия перешли от принципа «живи сегодняшним днем» к долгосрочному планированию. Символично, что долгожданный закон был подписан президентом России Владимиром Путиным за несколько часов до боя новогодних курантов. С Новым годом началась и новая жизнь отечественных производственников. Закон настолько комплексный, что его можно назвать Стратегией развития отечественной промышленности. Глобальная цель закона – не просто компенсировать тот ущерб, который был нанесен промышленности в результате радикальных рыночных реформ в 90-е, но и создать условия для того, чтобы российская промышленность на равных могла конкурировать с западной. Без преувеличения можно сказать, что этого закона производственники ждали целых 25 лет. В 90-х осознанной стратегии развития отечественной промышленности попросту не существовало. Отдельным заводам удавалось спастись от дикого рынка, но многие производства так и не пережили переходный период. С приходом Владимира Путина в стране был запущен масштабный процесс оздоровления производств. Заводы получили второе дыхание, «очистились» от засилья бандитов и наладили производство. Встал вопрос о консолидированном векторе развития всех отраслей. Именно на этом этапе понадобился комплексный план. Закон «О промышленной политике» стал результатом долгой совместной работы Минпромторга и «Единой России», обладавшей большинство в Госдуме VI созыва. Над документом работали не только опытные законодатели, но и сами производственники – те, кому предстояло в будущем жить по нему. Естественно, у закона было множество противников: лоббисты, олигархи, мафиозные структуры. Дело в том, что закон предусматривал создание единых условий работы всем участникам рынка: от нефтяных гигантов и до перерабатывающих и наукоемких производств. Многие не хотели расставаться со своим привилегированным положением. Кроме того, в законе были прописаны механизмы импортозамещения. А это напрямую било по спекулянтам, привыкшим закупать товар за рубежом.Однако документ, с боями, но все же был принят и подписан президентом Путиным. Эксперты сходятся во мнении, что это стало политическим сигналом поворота государства от «экономики скважины» к экономике инноваций. Какие же конкретные меры прописаны в законе? Во-первых, введены принципиально новые инструменты поддержки. Это и специальные инвестиционные контракты, авансовые платежи по субсидиям, финансовая поддержка субъектов промышленной деятельности на возвратной основе. Документ детально прописывает процедуры создания промышленных кластеров. Целый блок в законе посвящен предприятиями оборонки, в том числе формированию оборонзаказа. Это еще раз подтверждает то, что государство осознает ключевое значение ВПК в современных политических и экономических условиях. Важная роль отводится фондам развития промышленности, которые будут оказывать финансовую и иную поддержку предприятиям. Поддерживать заводы предполагается из бюджетов разных уровней. В частности, регионы будут получать средства на поддержку индустрии на конкурсной основе. Одна из ключевых деталей закона – это штрафные санкции за бездарное «проедание» государственных денег. Если инвестор получает меры господдержки и не выполняет запланированные показатели, то возмещает государству ущерб. Все честно – не сделал, верни деньги. Естественно, это позволит «дисциплинировать» безответственных инвесторов. Конечно же, закон направлен и на импортозамещение. Зачем что-то везти из Европы и Америки, если мы сами можем сделать также или даже лучше? До закона этот вопрос повисал в воздухе. Сейчас же госорганы и муниципалитеты прямо обязали при закупках отдавать приоритет товарам и услугам, произведенным в России. Юристы отмечают, что впервые в законе, касающемся промышленности, достаточно четко сформулированы основные понятия и термины. Никакой путаницы при реализации возникнуть не должно. При этом принятый стараниями единороссов документ является законом прямого действия. То есть им можно пользоваться без ссылок на другие законы и правовые акты. Именно поэтому промышленники так уверены в его эффективности.